ГлавнаяГорода и регионыВологодская областьКирилло-Белозерский монастырь-святыня Русского Севера
kb

      После экскурсии по Ферапонтову монастырю, мы поехали в город Кириллов.  Там нас ждал Кирилло-Белозерский монастырь.

Эта северная святыня  была основана в 1397 году монахом Кириллом — настоятелем московского Симонова монастыря.   Вместе с Кириллом из Москвы вышел его друг — монах Ферапонт, который, пожив год  вместе с Кириллом, покинул его и основал в 1398 году монастырь, расположенный всего в двадцати километрах – Ферапонтов, о котором я уже рассказывала. Белозерская обитель — это город с мощнейшими крепостными стенами и башнями, с огромной территорией.

Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сегодня эти края лежат во многих сотнях километрах от границ России, но в то время,  было иначе — Москва и Новгород вели активную борьбу за освоение северных земель. А Белозерье располагалось на перекрестке крупных водных путей, ведущих с Волги и Северной Двины на Новгород. Сам же Белозерск, располагающийся неподалеку, был присоединен к Московскому княжеству менее чем тридцатью годами ранее.

Монастырь имеет особую историю. Эта история настолько насыщенна, занимательна и поучительна, что не рассказать ее в подробностях было бы непростительно. 
Кирилл Белозерский (в миру имел имя Козьма) принадлежал к знатному московскому боярскому роду Вельяминовых. Когда ему было 30 лет, он пришел в московский Симонов монастырь, основателем которого был ученик и племянник Сергия Радонежского — архимандрит Феодор.Преподобный Кирилл Белозерский

Козьма был пострижен в монашество с именем Кирилл. В обители он работал у раскаленной печи на монастырской кухне, затем ему поручили переписывать книги, а когда архимандрит Феодор получил ростовскую кафедру епископа, преподобному Кириллу был доверен этот важный пост. Однако, из-за недоброжелательства некоторых иноков Кирилл уже через год отказался от власти. Всего он пробыл в обители Симона около 30 лет.

Основание и история  Кирилло-Белозерского монастыря

В это время в Симонов монастырь из северного Белозерского края прибыл постриженик этой же обители старец Ферапонт. Впечатлённый его рассказами преподобный Кирилл решил покинуть обитель и отправился жить в далекий северный край.

Так, в возрасте 60 лет он пришел в Белозерье и поселился в том месте, где речка Свияга впадает в Сиверское озеро. Здесь, на склоне крутого холма, он устроил себе хижину, построил часовню и в одиночестве стал жить в лесной глуши.

Весть о его подвижнической жизни стала известна не только в окрестных поселениях, но и в Москве. Вскоре иноки из других обителей, а также миряне, искавшие пути спасения, стали приходить в Белозерский край.

В новой обители были установлены очень строгие аскетические порядки: у иноков не было ничего личного, все было общее, в кельях были только рукомойник и книги. Послушники общались между собой только на темы Священного Писания.

Про старца Кирилла складывали легенды:

  • По одной из них однажды своей пламенной молитвой он остановил на озере бурю и, тем самым, спас от гибели монахов-рыболовов
  • В неурожайные года хлеб в монашеских амбарах чудесным образом не уменьшался и монахи делились им с голодающими крестьянами.

Преподобный Кирилл Белозерский управлял обителью в течение 30 лет и, не смотря на суровые условия жизни, умер в 1427 году в возрасте 90 лет, а через 21 год после смерти он был причислен к лику святых.

Развитие и процветание обители после смерти Кирилла

Преподобный Кирилл наладил монастырскую жизнь так, что и после его смерти обитель продолжала расти и увеличивать свое влияние в государственном масштабе.

Так, в 1528 году князь Василий III с княгиней Еленой Глинской молились здесь о даровании им наследника, а их родившийся сын, ставший царем Иваном Грозным, считал себя обязанным монастырю своим рождением.  Надо отметить, что перед смертью и ВасилийIII, и Иван Грозный были пострижениками обители. На средства Василия III и его сыновей Ивана и Федора в монастыре было построено несколько храмов. Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь как место заточения

Как и многие другие северные монастыри, обитель использовалась как место ссылки неугодных представителей знати. Особенно много высокопоставленных людей сюда было сослано в период царствования Ивана Грозного. Некоторые из них сами укрывались здесь по своей воле. В этот период особенно заметен отход от прежней строгой монашеской жизни.

В 1534 году здесь был заточен полководец Иван Воротынский, а также его сыновья военноначальники Владимир и Михаил Воротынские, которые погибли в стенах обители. Сюда был сослан князь Иван Петрович Шуйский, умерший насильственной смертью, а в XVII веке здесь был заточен патриарх Никон.

Кирилло-Белозерский монастырь — центр культурной жизни

На первых этапах своего существования Кирилло-Белозерский монастырь имел важное значение для развития необжитых районов Русского севера и для просвещении этого края.

В обители собирались и переписывались книги, работала книгописная мастерская, оставившая богатое наследство – это летописные своды и послания, полемические произведения и другие памятники древнерусской литературы.

Здесь создавались церковные песнопения, иконы и предметы церковного убранства, обитель была центром культурной жизни в самом широком его понимании.

Обитель в период польско-литовской оккупации

К 1601 году оба монастыря были обнесены каменными стенами с восемью башнями, причем стены Успенского монастыря имели два яруса бойниц, а Ивановского – один. Внутри стен находились девять каменных церквей, колокольня и различные хозяйственные постройки.

Кроме того, в 1610 году было завершено строительство дополнительной каменной стены – Острога, которая защитила наиболее уязвимый участок обители на стыке стен двух монастырей.

Построенная крепость в 1612-1617 годах благополучно выдержала несколько наступлений польско-литовского войска.Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

 В 1924 году обитель была закрыта, а на ее территории был создан краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Возрождение Кирилло-Белозерского монастыря

В 1997 году, в год 600-летия основания монастыря был подписан договор между музеем и Вологодским епархиальным управлением, в соответствии с которым на территории Малого Иоанновского монастыря возобновлялась монашеская жизнь. Более чем через 70-лет в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского совершилась Божественная литургия, а 29 декабря 1998 года Малый Иоанновский монастырь был передан Церкви.

С 1998 года Кирилло-Белозерский монастырь признан особо ценным объектом культурного наследия народов России.

Постройки  и достопримечательности монастыряКирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь — самый большой не только в России, но и во всей Европе. А крепостные стены, окружающие его святыни, сами по себе являются выдающимся памятником истории и архитектуры.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Успенский собор — главный и самый старый храм Кирилло-Белозерской обители. Деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в монастыре еще при прп.Кирилле Белозерском . Об этом событии Георгий Федотов пишет: «Маленькая деревянная церковь в новом монастыре освящена в честь Успения Божией Матери — знак как особого почитания Богоматери, так и связи с Москвой (Успенский собор и церковь в Симонове)». Возведение каменного Успенского собора относится к 1497 году.  Успенский собор вполне типичен с точки зрения храмовой архитектуры того времени. Свой нынешний облик Успенский собор приобрел в XVIII веке. Еще раньше, в конце XVI века, к основному объему Успенского храма пристроили одноэтажную паперть, обнимающую собор с северной и западной сторон. Постепенно он «обрастал» и придельными храмами. Таковы — Владимирская церковь, Епифаниевская церковь и Кирилловская церковь (где почивают мощи прп. Кирилла Белозерского). Собор Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Архангела Гавриила с колокольней

Церковь эта возводилась в 1531—34 годах на вклад ВасилияIII, сделанный им во время поездки на богомолье по северным обителям, в числе которых был и Кирилло-Белозерский монастырь. Исследователи особо указывают, что в архитектурном облике этого храма довольно отчетливо прослеживаются «фряжские» (то есть итальянские) черты, в первой трети XVI века уже глубоко проникшие в русскую храмовую архитектуру. С запада к церкви вплотную прилегает монастырская колокольня, построенная в 1757—61 годах на месте прежней, стоявшей здесь с конца XVI века.Церковь Архангела Гавриила с колокольней

Введенская церковь с трапезной палатой 

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы   с трапезной палатой — вторая по старшинству каменная постройка Кирилло-Белозерского монастыря. Она была возведена в 1519 году на месте деревянной братской трапезы. И церковь, и трапезная палата претерпели множество перестроек. Самой масштабной была переделка, осуществленная в первой половине XIX века, когда храм вместо яруса кокошников получил купольное завершение, а трапезная из сводчатой палаты была превращена в зал с колоннами в стиле ампир. В 1865 году «трапезный зал» расписали в соответствии со вкусами эпохи. Росписи эти сохранились.

Водяные ворота с надвратной Преображенской церковью

Водяные ворота находятся почти в самом центре монастырской стены, которая выходит к Сиверскому озеру. Эта часть ограды относится к старым укреплениям монастыря, возведенным в XVI веке. В 1595 году над воротами была построена церковь в честь Преображения Господня.  Храм завершается тремя главами. Большая находится в центре, две малые — над юго-восточным и северо-восточным углами.

Евфимиевская церковь Евфимиевская церковь — единственный шатровый храм в Кирилло-Белозерской обителиЕвфимиевская церковь — единственный шатровый храм в Кирилло-Белозерской обители. Построена церковь была в 1646 году. Именно она служила домовым храмом Патриарху Никону, заточенному в Кирилловском монастыре с 1676-го по 1681 год.

Надвратная церковь преподобного Иоанна Лествичникаkb13

Этот храм над Святыми вратами был сооружен в 1572 году на средства, пожертвованные сыновьями Ивана Грозного — царевичами Иваном и Федором. Поэтому престолы в храме освящены во имя небесных покровителей царевичей: главный — во имя Иоанна Лествичника, придел — во имя Феодора Стратилата.

Малый Горний Иоанновский монастырь

Так называется часть комплекса Кирилло-Белозерского монастыря, которая расположена к северо-востоку от внутреннего двора, именующегося Большим Успенским монастырем. Именно здесь, по преданию, преподобный Кирилл и преподобный Ферапонт воздвигли крест и часовню.

Церковь Ризоположения из села Бородавка

Эта деревянная церковь не имеет непосредственного отношения к Кирилло-Белозерскому монастырю. На территорию его она была перевезена уже в советские годы — как уникальный памятник деревянного зодчества. Ризоположенский храм был построен в 1485 году архиепископом Ростовским Иоасафом (владыка был пострижен в Ферапонтовом монастыре прпеподобным  Мартинианом). Церковь Положения Ризы Богородицы привлекала внимание многих путешественников и исследователей Русского Севера. О ней писали следующее: «Подобные древние деревянные храмы встречаются только в этом краю… Из всех мною виденных этот наиболее привлек мое внимание своею постройкою и смиренною наружностью. Мне казалось, что, глядя на него, вижу образец тех первоначальных церквиц, о которых упоминается в житиях русских святых угодников и с которых начиналось всегда учреждение обителей».

Хозяйственные постройкиКирилло-Белозерский монастырь

Сооружение каменных хозяйственных построек началось в Кирилло-Белозерском монастыре довольно рано. Уже в XVI веке здесь появилось здание поварни, находящееся рядом с Введенской церковью, к которой примыкает трапезная палата. Примерно в одно время с ней возводились казенные кельи. Сейчас в келейном корпусе размещены научные отделы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. В 2002 году на первом этаже корпуса открыли особую экспозицию, воспроизводящую типичный интерьер монашеской кельи XVII— XVIII столетий. К сожалению, для осмотра эта экспозиция доступна лишь в теплое время года.

Стены и башни
Укрепленные стены Кирилло-Белозерского монастыря
Кирилло-Белозерская крепость была одной из самых мощных не только на Русском Севере, но и во всей России. Ее укрепления могут соперничать с укреплениями кремлей многих русских городов, а стены, окружая весь монастырский комплекс, имеют в длину около двух километров.  Большая часть стены имела лишь один ярус боя — верхний. И только в стене, выходящей к озеру (с этой стороны монастырь укрепили лучше всего), был «подошвенный бой». По углам высились четыре башни, самая высокая из которых достигала 15 метров в высоту. Две из них не дожили до наших дней, от третьей — старой Мереженной — осталась лишь нижняя часть, находящаяся вровень со стеной. Лучше всего из старых укреплений Кирилло-Белозерского монастыря сохранилась четырехгранная Свиточная башня. Но и она была спасена лишь благодаря героическим усилиям реставраторов.  Стена, ограждающая монастырь со стороны озера, реконструкции не подверглась и лишь была соединена с новыми стенами. Строительство укреплений продолжалось около тридцати лет. Новую крепость не удалось испытать в бою, но ее вид дает основания полагать, что любая осада, любой приступ разбились бы о ее твердыню.

Экспозиции музея
Музей икон (находится в трапезной палате при церкви Введения, 1519 г.) — по-настоящему впечатляющая коллекция. До наших дней почти полностью дошел иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства.  В музее находятся также несколько икон работы Дионисия из Ферапонтова монастыря. Кроме икон в музее стоит посмотреть на произведения «серебряного» шитья. Любопытен также изготовленный самим Кириллом деревянный крест. Крест сильно изъеден, но вовсе не беспощадным временем — считается, что он исцеляет от зубной боли. До наших дней сохранилась обширная библиотека монастыря — в 15-17 веках она была одной из самых крупных в Древней Руси. Музей иконАрхеология Белозерья (Подклет Трапезной палаты)
12 апреля 2007 года в подклете церкви Введения с Трапезной палатой открылась экспозиция «Древности Белозерья. История края по материалам археологических раскопок». Это первая полноценная экспозиция по археологии Белозерского края в Вологодской области. Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России. Среди экспонатов есть уникальные произведения древнего искусства, единственные не только в собрании музея, но и в археологических коллекциях других музеев России.

Значительная часть экспозиционной площади зала посвящена истории древнерусского города Белоозеро. Археологические материалы свидетельствуют о развитии в городе косторезного ремесла, ткачества, обработки чёрных и цветных металлов, о занятиях жителей земледелием, охотой и рыболовством. Многочисленные находки товарных пломб, монет свидетельствуют о развитии торговли. Среди украшений преобладают зооморфные украшения. Особое место в костюме горожанки занимали стеклянные браслеты, практически отсутствовавшие в селе. О богатстве населения свидетельствуют золотые женские украшения. О грамотности населения Белоозера говорят находки железного писала и книжных застёжек. Город Белоозеро был центром христианизации края. Представленная в четвёртом зале коллекция позволяет полнее осветить некоторые стороны жизни монастыря, не восстанавливаемые по другим источникам.  Особый интерес представляют находки, обнаруженные при исследовании культурных напластований 16 в. с так называемым мокрым слоем, в котором сохраняются предметы из органических материалов: дерева, кожи, ткани, дающие представление о некоторых сторонах повседневного монастырского быта.

 Народное  искусство Белозерья (Поваренные кельи)
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья. Большое место здесь занимает резьба по дереву, керамика многочисленных гончарных центров, крестьянская вышивка, ткачество, кружево, народный женский костюм 19 — начала 20 веков.

Народное искусство Белозерья

С 18 века известно плетеное кружево. Первоначально это рукоделие было освоено в девичьих монастырях. Выплетенные монахинями прошивы, каймы с мысообразным краем украшают парадные облачения священнослужителей, покровцы, иконы, хранящиеся в Кирилло- Белозерском музее.
С 1860-х годов целые поселения нескольких волостей Кирилловского уезда зарабатывали на жизнь кружевоплетением. Кирилловское плетеное кружево развивалось под сильным влиянием вологодского кружевного промысла. Кружевоплетение — одно из немногих видов народного искусства, сохранившегося до наших дней.Screenshot_1В краю лесов дерево было основным материалом в устроении народного быта. Из дерева возводили храмы, и создавали их убранство. Из дерева рубили крестьянские избы, наполняли их традиционной мебелью: лавками, столами, сундуками, шкафами-поставцами. С большим искусством резали посуду, иную домашнюю утварь, готовили орудия крестьянского труда и средства передвижения — лодьи, сани, телеги.


В прошлом славились мастера из Волока Словенского (село. Волокославино), Рукиной Слободы (село Рукино). Они возили свои изделия  ковши-скопкари «на кирилловское дело», солоницы-утицы, ложки, посоха, ножевые черни на все крупные ярмарки страны.
С большим тщанием крестьянские мастера украшали свои изделия трехгранно-выемчатой резьбой. Предметом особой заботы мастеров являлись прялки — орудия женского труда, служившие для изготовления нитей.
Как и повсеместно основным занятием северных крестьян в прошлом была обработка льна, прядение, ткачество. На их основе развивались вышивка, кружевоплетение, набойка. Крестьянская вышивка донесла до нас огромный пласт сюжетов и мотивов славянского язычества. Полотенца, скатерти-столешники, рубахи с красным узором по белому фону необыкновенно красивы, празднично нарядны.

Святыни монастыря
В храме преподобного Кирилла Белозерского под спудом почивают мощи преподобного. На месте первого поселения преподобного поставлены каменные палатки, в которых сохранены копия первой деревянной кельи прп. Кирилла и, по преданию, тот самый крест, водруженный иноками при поселении.

Русский Север уникален и неповторим. Полноводные озера   Ладога и Онега, непроходимые чащи и широкие реки, деревянное и каменное зодчество,  святые места, белые ночи, памятники истории и культуры. Приезжайте, не пожалеете!

Рядом расположен Ферапонтов монастырь с уникальными фресками Дионисия.


Комментарии

Кирилло-Белозерский монастырь-святыня Русского Севера — Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *