ГлавнаяГорода и регионыАрхангельская областьАнсамбль Почеозерского погоста — Чудо Русского Севера
nvn

Почеозерский погост —  уникальный деревянный храмовый ансамбль. Почеозерскоий церковный комплекс построен в 17-18 веках — это уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей и колокольни – один из пяти сохранившихся на Русском Севере, и один из трех в Архангельской области. Это место можно увидеть таким, каким его видели наши предки в начале позапрошлого века

Почозерский погост

Примерно в 20 километрах от села Вершинино, в практически нежилой деревне Филипповская, на берегу Почозеро, располагается один из немногих сохранившихся деревянных храмовых ансамблей-тройников — Почозерский погост. Погостом на севере России называли крупную деревню, местный административный и церковно-приходской центр. В этой деревне была церковь, проводились праздники и ярмарки местного значения. Ансамбль Почозерского погоста состоит из двух огромных церквей — зимней и летней, колокольни и стены, в которой сделаны выемки под купеческие лавки. Недавно его начали реставрировать. Смотришь на него — и невольно видишь, как здесь кипела жизнь каких-то триста лет назад. Сейчас, деревня Филипповская, в которой стоит Почозерский погост, — нежилая.Датой основания погоста и считается 1700 год, хотя достоверных данных о том, что он был основан именно тогда, нет. Известно лишь, что в документах но в 1758 году в документах Новгородской духовной консистории уже упомянута деревянная церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Спаса Бога Нашего Иисуса Христа. Официальное название храма было длинным и неудобным, поэтому в обыденной жизни, а также в церковных отчетах и документах Почозерский храм, приход и причт сокращенно называли Спасским. Позже погост несколько раз перестраивался. Ансамбль с 2001 года восстанавливается  силами Поморской плотницкой школы. Но обо всем по-порядку.Почозерский храм

Как отмечают исследователи, в истории Почозерского погоста можно выделить два строительных периода. Первый относится к 1783-1880 годам. В это время Почозерский приход имел храм, характерный для Каргополья XVII-XVIII веков. Он состоял из летней Спасской церкви и теплой трапезной с Предтеченским приделом. Сруб трапезной вплотную примыкал к западному фасаду холодной шатровой церкви. Рядом располагалась колокольня, о времени постройки которой ничего не известно. Переход соединял колокольню с папертью или крыльцом трапезной. Вокруг Почозерского погоста была выстроена ограда из круглого леса «режем», покрытая тесом.

Архитектурный шедевр

Почозерский ансамбль, относящийся к некогда широко распространенному на Севере типу храмовых комплексов «тройник», отличается редкой пространственной планировкой и разнообразием архитектурных решений. Восьмерик Спасской летней церкви с широким повалом поставлен на высокий четверик и перекрыт шатром, увенчанным крупной луковичной главой. Таким же широким красивым повалом заканчивается четырехгранный алтарь, перекрытый большой килевидной бочкой с главой. К западному фасаду примыкает галерея на выпусках, крытая на один скат. На неё ведет крытое одновсходное крыльцо.
Предтеченская церковь представляет собой типичный однопрестольный зимний храм с трапезной, папертью и двухвсходным крыльцом. В отличие от Спасской церкви четверик Предтеченской и её алтарь не имеют повалов. Здесь повалы имитированы обшивкой и скатами кровель. Молельное помещение церкви перекрыто килевидной бочкой. Такая же, но меньших размеров бочка поставлена поверх трехскатной кровли алтарного прируба. Обе бочки завершены высокими чешуйчатыми главами. Трапезная и паперть покрыты на два ската.
Колокольня принадлежит к довольно распространенному в Каргополье типу шатровых колоколен XVII-XVIII веков, рубленных шестериком. Шестерик завершает широкий повал, а звон увенчан высоким шатром с чешуйчатой главой.Почозерский архитектурный ансамбльА вот как описал Генрих Павлович Гунн, знаток истории и культуры Русского Севера. этот ансамбль в 70-х годах XX века : «Шатровая церковь отличается прекрасным, стройным силуэтом. Впечатление вознесенности сооружения ввысь усиливается еще и тем, что церковь стоит на вершине высокого холма, господствующего над местностью, четко рисуясь на фоне северного неба с его переменчивым состоянием. Природное расположение великолепное, о каком только может мечтать зодчий: простор, леса и с трех сторон вода.
У шатровой церкви нет традиционной трапезной, есть небольшой притвор, в который ведет крытая лестница поздней пристройки». Вторая церковь «своей восточной стеной близко подходит к углу четверика шатровой церкви, и между ними сооружен крытый переход«.
Окрестности Почозерского погоста

Существующая церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня была выстроена в 1783 году  на месте шатрового храма XVII в. Церковь была летней и к ней примыкала отапливаемая трапезная с приделом Обретения главы Иоанна Предтечи. Такой обычай сочетания в одной церкви двух объемов (летнего и зимнего) был распространен в Каргополье до конца XVIII века.
В 1861 году  был поизведен ремонт шатровой 6-гранной колокольни, которая соединялась с трапезной переходом.
С 1865 по 1880 гг. трапезную перестраивали в зимнюю церковь Иоанна Предтечи и освятили новую церковь 22 октября 1880 года.

Второй строительный период относится к 1880-1940 годам. После перестроек этого времени сложился совершенно новый облик Почозерского приходского комплекса. Теперь шатровая Спасская церковь стояла отдельно. Бывшую трапезную холодной церкви зодчие отодвинули на юго-запад и перестроили в зимнюю Предтеченскую церковь. Для этого им пришлось прирубить к ней молельное помещение и алтарь. Обе церкви связал короткий переход между папертью Спасской церкви и молельным помещением Предтеченской. Другой переход соединил шестерик шатровой колокольни с папертью Предтеченской церкви.
А к 1883 году закончилась и перестройка шатровой церкви, в ходе которой она обрела два «неба» — в молельном зале и алтаре. Обе церкви и колокольня были объединены крытыми переходами. Тогда же весь комплекс обнесли решетчатой оградой под двухскатной тесовой кровлей. Кстати, обе церкви и колокольня в ходе перестройки были поставлены на каменный фундамент. «Небеса» в Филипповской давно сняты, но они сохранились почти полностью.
До последнего времени в церкви сохранялся каркас иконостаса. Одиннадцать икон из этого иконостаса находятся в музее им. Андрея Рублёва в Москве.

Архитектурные памятники Почозера представляют значительную ценность по чрезвычайно редкой в русском деревянном зодчестве диагональной пространственной композиции. А диагональ, т.е.смещение церквей от общей оси, объяснялась, возможно, простой причиной: алтари обеих церквей смотрели, как им положено, на восток, и молельный зал одной церкви мешал алтарному помещению второй. Аналогов подобного решения архитектурного ансамбля в России не сохранилось.Несмотря на значительные позднейшие перестройки сегодня можно увидеть сооружение, несомненно, имеющее непосредственное отношение к XVIII веку. Дело в том, что во все времена плотники на Севере, следуя древним традициям, обязательно использовали «годный лес» из разбираемых старых построек при «поновлении» старых или строительстве новых церквей. При этом обычно строители исходили из прежнего вида храма, его размеров и планировки. Не отступили от этой традиции и специалисты Поморской плотницкой школы – все годные элементы храмового комплекса остались на своих местах.

Восстановление святыни

В 2001 году начался новый период в истории Почозерского погоста. За восстановление памятника архитектуры XVIII века долгое время боролись специалисты Кенозерского национального парка.
По многим аспектам реставрация Почозерского погоста уникальна не только для Поморской плотницкой школы, но и для Архангельской области, да и всего Русского Севера.
Сегодня, глядя на величие шатра Спасского храма, изящные изгибы бочечного завершения Предтеченской церкви, вознесшуюся к небу колокольню, вспомним, что на выполнение всех работ потребовалось восемь  лет. В этом сложном и длительном процессе перед современными плотниками стояла и еще одна важная задача – не прервать нить истории, не нарушить традиционные технологии.
За время работы на древнем церковном ансамбле плотники заменили сгнившие венцы в срубах зимнего и летнего храмов, воссоздали утраченные бочечные завершения зимней церкви, восстановили галереи и переходы, связавшие в единое целое ансамбль. В связи с большими утратами пришлось практически заново срубить колокольню.
Уже воссоздана  деревянная  рубленая ограда, которую в конце прошлого века запечатлел знаменитый Иван Билибин. Чтобы наглядно представить объем выполненных работ, достаточно привести всего один факт: на покрытие глав и бочечных завершений Почозерского погоста было вручную изготовлено более семи тысяч осиновых лемехов. Сегодня мы, как и наши предки более сотни лет назад, можем видеть силуэт храмового ансамбля. Почозеро и озеро Святое

С колокольни открывается прекрасный вид на озеро и окрестности От погоста  дорога за прозрачными изгородями направляется к лесу.

Окрестности Почозерского погоста

В тени разросшихся старых елей и сосен показывается длинная бревенчатая ограда кладбища с шатровой башенкой над воротами и скромной калиткой (одна из трех, сохранившихся на Русском Севере, похожая ограда сохранилась и в Порженском погосте).  снова доверяем Г.П.Гунну: «За деревней среди старых елей, сосен, лиственниц находится кладбище, обнесенное рубленой оградой. Ограда представляет собой семь горизонтальных рядов крупных бревен, связанных рубкой в режь и скрепленных срубами с внутренней стороны ограды. Высота ее в рост человека. Верхние венцы прикрывает тесовый скат. Со стороны дороги в ограде сделаны двое ворот. Ограды подобного типа некогда окружали многие северные погосты, ныне они почти все исчезли (можно назвать лишь три: в Филипповской, Порженском и на Водлозере)». Бревна ограды прилегают одно к другому по высоте и полностью изолируют внутреннее пространство погоста от посторонних взглядов. Добавим, что в 2008 году  ограда погоста также была обновлена, заново отстроен второй вход на кладбище. Окрестности Почозерского погоста. Часовня Кирика и Улиты

Несколько поодаль от погоста в сосновом лесу при дороге располагается небольшая часовня Кирика и Улиты, основанная еще в XIX веке.

Но здесь, в уединении, при лесной дороге, она необычно смотрится – этакая крохотная лесная избушечка, и вид ее «суземный», а тонкая шейка и главка, крытые лемехом, придают ей очарование седой старины. Внутрь ведет низкая дверца. Там висят полотенца. Возле часовни укреплен высокий резной придорожный крест, выбеленный от времени, и, видимо, старше самой часовни».
Все так и стоит, как пишет Г.П.Гунн. Часовня мучеников Кирика и Иулиты уже стояла в 1851 г., а когда ее построили — неизвестно. В 1986 году часовню обследовали и обновили: удалили тесовую обшивку, очистили стены от мусора и птичьего помета, заменили кровлю. А крест, который стоял еще в 2005 году, сейчас находится в экспозиции Кенозерского национального парка. Улита — это русский вариант от римского Иулитта. В 304 году от Рождества Христова римский император Диоклетиан устроил настоящее гонение на христиан во всех подвластных ему странах. Христианка Иулитта была выдана властям вместе с трехлетним сыном Кириком. За отказ отречься от христианства повелели ее бить плетьми. Мальчик вырывался из рук ее мучителей, кричал и рвался к ней. Истязанию подвергли и его. Придя в сознание, Иулитта увидела на земле свое бездыханное дитя и вознесла молитву за то, что сын прежде нее принял смерть за имя Христово. Палачам же сказала: «Не поклонюсь бесам и идолам!» Ей отрубили голову. День Кирика и Улиты праздновали в Филипповской 28 июля. Почитали Святых в деревнях Поча, Майлахта и Немята. Повсеместно они почитались как защитники от змей. Женщины праздновали день «матушки Улиты», считая её своей заступницей.

Тела Иулитты и Кирика схоронили за стеной города Тарс. Лишь при правлении первого христианского царя Константина Великого их перезахоронили в церкви. Они оказались нетленны (Н. Суханов).

Вот и закончилось путешествие. В этих местах очень много интересного и я надеюсь, что смогу познакомить вас с некоторыми из них.

Что привезти из этих мест, как сувенир:  Каргопольская игрушка — традиции русского Севера.


Комментарии

Ансамбль Почеозерского погоста — Чудо Русского Севера — Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *