ГлавнаяГорода и регионыВологодская область«Пожарище» – национальная деревня Русского Севера
hjhdj

На древнейшем сухопутном пути, который соединяет реки Сухону, Уфтюгу и Кокшеньгу, в глубинке Вологодского края, стоит деревня Пожарище, известная по письменным источникам с 1609 года. Вот туда и держим мы путь.

Этнокультурный центр Пожарище. Троица

Немного истории этнографического центра Пожарище

В традиционной деревне, первое упоминание о которой относится к 1609 году, из поколения в поколение передавались народные традиции – завет предков. На сегодняшний день это уникальный заповедный уголок на Вологодчине, где сохранились живые народные праздники и обряды, крестьянская архитектура, старинный костюм, трудовые занятия и промыслы, а главное – здесь живут замечательные люди – носители и преемники народного знания.

Для сохранения многовековых традиций, в 1993 году,  был создан фольклорно-этнографический коллектив «Уфтюжаночка», объединивший жителей деревни  Пожарище, а затем и деревень Кокшенская и Лесютино Нюксенского района Вологодской области. Вокруг носителей традиций объединились и молодые жители уфтюгских деревень. В коллектив вошли исполнители, не просто желающие освоить старинные песни, но и готовые возродить традиционные народные обряды и обычаи края, приобщить к этому своих детей и внуков. Традиционные календарные праздники деревни  Пожарище (Рождественская неделя, Масленица, Пасха, Троица, Заговенье) собирают множество участников и гостей деревни. Не один год, на территории Уфтюгского поселения проводится  фольклорный праздник «Живая старина»,  воссоздающий традиционную форму  народных гуляний.  Активная творческая деятельность народного фольклорно-этнографического коллектива «Уфтюжаночка» прилела к тому, что был создан   «Этнокультурный центр Пожарище».    Замечу, что деревня Пожарище занесена в реестр объектов нематериального культурного наследия Вологодской области.

Дешевые перелеты в Вологду

Откуда Дата вылета Дата возвращения Найти билет

Санкт-Петербург

03.12.2019

05.12.2019

Найти от 7 467

Москва

23.09.2019

25.09.2019

Найти от 9 221

Калининград

20.09.2019

30.09.2019

Найти от 15 221

Краснодар

17.10.2019

25.10.2019

Найти от 15 989

Ростов-на-Дону

01.11.2019

15.11.2019

Найти от 16 364

Минеральные Воды

20.09.2019

27.09.2019

Найти от 17 321

Мурманск

17.09.2019

24.09.2019

Найти от 17 767

Минск

25.09.2019

30.09.2019

Найти от 19 045

Уфа

19.09.2019

20.09.2019

Найти от 19 155

Ставрополь

27.09.2019

10.01.2020

Найти от 19 220

Екатеринбург

01.01.2020

03.01.2020

Найти от 19 543

Казань

24.09.2019

26.09.2019

Найти от 20 043

Тюмень

27.12.2019

30.12.2019

Найти от 21 189

Симферополь

30.09.2019

02.10.2019

Найти от 21 493

Пермь

04.10.2019

07.10.2019

Найти от 22 182

Адлер

17.09.2019

23.09.2019

Найти от 22 462

Оренбург

18.09.2019

25.09.2019

Найти от 24 863

Рига

20.09.2019

27.09.2019

Найти от 26 388

Кишинёв

29.09.2019

04.10.2019

Найти от 28 311

Киев

17.09.2019

20.09.2019

Найти от 30 586

Новосибирск

17.09.2019

20.09.2019

Найти от 32 290

Красноярск

17.09.2019

20.09.2019

Найти от 33 124

Караганда

30.10.2019

08.11.2019

Найти от 40 602

Астана

04.11.2019

08.11.2019

Найти от 41 367

Аликанте

20.09.2019

25.09.2019

Найти от 43 040

Этно-культурный центр «Пожарище». Празднуем русские праздники на Вологодчине

Сейчас Пожарище — это центр «сельского туризма» и кстати, довольно не дорогого. На праздники сюда съезжаются желающие посмотреть на традиционное прошлое русской деревни.. Тут тебя и в настоящей избе поселят, и в традиционный наряд оденут, и в хоровод затянут, и песни петь научат, и женят, соблюдая все традиции, в настоящем свадебном сарафане. И приходят в голову мысли о том, что иногда,  достаточно воссоздать в селе быт прадедов, возродить ремесло, древние обычаи, и туристы с готовностью и радостью  заплатят за возможность «прикоснуться к историческим  корням».Пожарище - это центр «сельского туризма»

Достопримечательности центра

Что же интересного можно посмотреть в деревне. За чем стоит приезжать сюда?

Крестьянская архитектура традиционной северной деревни представлена несколькими хорошо сохранившимися крестьянскими усадьбами и домами, хозяйственными постройками и архитектурными фрагментами середины и конца XIX века. Частично сохранился и восстановлен этнокультурный ландшафт: особо почитаемые обрядовые места – «святой» родник на месте Заболотской часовни и обетные деревья; места народных гуляний с малыми архитектурными формами. Жаль, что «золотой век» деревянного зодчества миновал, и некоторые  крестьянские постройки нуждаются в обновлении, особенно, относящихся к середине и концу XIX века. Но если все это беречь, то в  бытовании живых традиций сохранится и   полный образ традиционной деревни и обрядовой жизни народа.

Традиционные календарные праздники и обряды.

В деревне Пожарище отмечают Рождество, Новый год, Масленицу, Пасху, Троицу и  другие престольные праздники.  Обряд – это сплав  ритуальных действий, уникальных музыкально-поэтических фольклорных текстов, хореографии несущих в себе огромный жизненный смысл. Это способ познания, перехода в иное состояние, эмоциональной разрядки и очищения. Один из ярких примеров  культурного наследия наших предков – женская пляска «Уточка», которой, по словам ученых, более четырех тысяч лет. Имеет смысл также вспомнить однокоренные «уточке» слова здешней традиции. Утицы – на узорах вышитых скатертей и полотенец, солоницы-утицы, уткоообразные притужальники ткацких станов, утицы, венчающие крыши домов. Рабочая нить ткацкого стана, создающая узор ткани, также носит название «уток». Всё свидетельствует о многовековой древности и важности этих архаических образов в народном мифопоэтическом восприятии мира. Пожарище - центр «сельского туризма»

Свадебный обряд в этноцентре событие особенное и необыкновенно красивое. Свадьба – это центральное событие в жизни каждого человека, но для человека традиционной культуры это событие совершается один раз. Традиционная свадьба – это многодневный обряд, в котором принимает участие огромное количество людей, и каждый человек наделён определённой ролью, поэтому этот обряд является судьбоносным не только для жизни одного человека, но и жизни всей крестьянской общины. В Пожарище можно увидеть настоящий свадебный обряд с причитаниями и величальными песнями, древнейшими плясками и хороводами. А как завораживает то певучая, то вдруг энергичная звонкая окающая речь – под стать Уфтюге – реке, плавно омывающей камни-валуны и бойко журчащей по гальке, устилающей древнее русло. Эмоциональная окраска исполняемых обрядовых песен сравнима с зимней вьюгой, шумом леса, родниками и речушками – именно так поёт сама Земля. В свадебном обряде представлены старинные музыкально-поэтические образцы местной традиции в исполнении уникального фольклорно-этнографического коллектива.фольклорный фестиваль «Живая старина» в Пожарище

На туристских программах «Старинные обряды благополучия и счастья в современных свадебных торжествах» происходит знакомство зрителей с элементами свадебного обряда. Большой популярностью у молодоженов, а также супружеских пар, отмечающих юбилейные свадьбы, стало обращение к старинным обрядам. Побывать после церемонии бракосочетания в Пожарище, где молодым поют величальные свадебные песни, становится доброй традицией. По желанию может быть предложена расширенная программа – по старинному свадебному сценарию: с причётами, песнями, приговорами и шуточным ряженьем.

Традиционный народный костюм – яркая самобытная составляющая традиционных праздников и обрядов. Особенно произведением искусства можно назвать традиционный женский и девичий костюмы, представляющие комплект из многочисленных предметов, взаимосвязанных между собой. Богатый традиционный орнамент на поясах, передниках, рукавах и подолах рубах нёс и эстетическую, и охранительную функции. На праздник одевали печатные «аглицкие» платки, янтарные бусы и серебряные гайтаны, готовили наряды из дорогих покупных тканей: сарафаны – из атласа и гаруса.

Ткачество – старинный традиционный промысел. В Уфтюгской округе ткачество было хорошо развито: ткать портно на рубахи, постели, скатерти, мешки для зерна умела практически каждая женщина в деревне. Известно множество местных названий тканей ручного производства: «клитцетина» – домотканое полотно в клетку; «в пешку», «вырывцетина» – домотканое полотно в мелкую клетку, «сукманина» – домотканое полотно из пряденой шерсти, в основе которого используется лен, в утке – шерсть и лен; «реднина» – редкое по фактуре полотно для мешков. Особо почитались мастерицы, владеющие браным («выкладным») ткачеством, т.е. умеющие ткать орнаменты. Приехав в деревню у вас будет возможность ознакомиться со  старинными рукоделиями. Желающие могут научиться вышивать и ткать, моделировать традиционный костюм, получить необходимые консультации и поучаствовать в мастер-классах по освоению других трудовых занятий, что представляет несомненный интерес.

Традиционная еда наших предков – это вкусные и полезные блюда, приготовленные в русской печке или иными старинными способами из натуральных продуктов: каши, жаркое, масло, творог, селянка, обрядовые блюда и выпечка – дежень, саломат, колобки, пресновики и свадебные витушки. Уникальные рецепты хранились и передавались из поколения в поколение. Дегустация  и приготовление собственными руками традиционной еды поможет освоить всем желающим старинные блюда.

Программы  для туристов предполагают интерактивное путешествие в прошлое с носителями живой традиции и преемниками. Традиционные игрища с хороводами и плясками, играми и припевками, сказыванием сказок интересны любителям фольклора всех возрастов. Пропагандируют народные традиции экологические беседы, экскурсии и активный отдых на свежем воздухе с народными играми и забавами: «По заветам старины. Народные традиции уфтюгских деревень», «Легенды и предания Уфтюгского края», «Путешествие по круглому году – в путь-дорожку за дедом Морозом»; «На горах катаемся – с Масленкой прощаемся», «Путешествие за деревенским чаем»; «Как хлеб-батюшко на стол пришёл»; «Как рубашка в поле выросла»; «От травушки-муравушки до коровьего маслица»; «Летние забавы и праздники».

Мероприятия, проводимые центром  «Пожарище»

Ежегодно на Масленичной неделе  проходят праздники, на которых представляются театрализованные русские народные сказки на основе местных народных традиций.

На Пасхальной неделе в течение 8 лет проходит семейный фестиваль «Моё родовое древо».  Идея единения семьи, преемственности поколений красной нитью проходит через этот праздник. Для сохранения образа традиционной деревни в проекте «Память рода» предусмотрено размещение на территории деревни Пожарище исторических сведений о старинных крестьянских усадьбах, жителях, родах. Фестиваль обычно завершается праздничным гулянием с совместным застольем и кашей, сваренной «в складчину» — из крупы, по горсти вложенной каждой семьей в общий котел.этноцентр Пожарище

На протяжении многих лет  живет традиционная форма организации народных гуляний – фольклорный фестиваль «Живая старина» . На Троицкой неделе собираются участники – фольклорные коллективы и объединения Вологодской, Архангельской, Московской, Ленинградской и других областей России, гости праздника. В программе: обрядовое шествие «в рядах» по деревне с традиционными песнями; гуляние около качелей: пляски, хороводы, игры; торговля домашним пивом и пирогами; ярмарка изделий народно-прикладного творчества; братчина на поляне. Каждый может проявить себя в песне и пляске, походить в старинных хороводах, отведать деревенского пива и домашних пирогов.

Туристический проект  «Национальная деревня Русского Севера» ставит  еще и этно-спектакли. Познание традиционного уклада жизни и обрядовой культуры, вхождение в образ носителя традиционного народного мировоззрения, освоение семейно-бытовых ролей – все это можно увидеть в этно-спектаклях. По форме они приближаются к «живому театру», когда зритель активно вовлекается в действие и становится, при желании участником спектакля. Приехав вы сможете  поучаствовать в интерактивных творческих программах, знакомящих с местными календарными обычаями, обрядами и праздниками; попробовать традиционной обрядовой еды русского Севера познакомиться с народным   костюмом;услышать северный  диалектный язык русской северной деревни. Удовольствий не перечесть!

Где остановиться в деревне, если вы приехали не на один день. Дома здесь огромные, бревенчатые, северные и выстроенные по старым традициям.

Места красивейшие. Воздух чистый — никаких производств на много километров вокруг. Рядом две маленькие речки — Норушка и Черная, в двух километрах — большая река Уфтюга. Есть пруд. Холмы, перелески, очень много грибов, ягод и зверья. Средние зимние температуры 10-15 градусов.

«Этно-культурный центр Пожарище»  приглашает гостей-туристов. Телефон: (81747) 22-160. Вологодская область, Нюксенский район, деревня  Пожарище. Добраться сюда из Вологды можно регулярными автобусными рейсами. Поездка займет 5-6 часов. Ближайшая железнодорожная станция —  Костылево – в Архангельской области, в 180 км. Путь не близкий, но того стоит, потому, что этой  деревне сохранилась живая традиционная культура.


Здесь же можно организовать для вас экскурсии:

  •  в районный Нюксенский краеведчсекий музей. В музее собраны такие темы, как традиционная народная культура, краеведение, природа.
  •  урочище Опоки — известный геологический разлом. Река, прорезая коренные отложения, открывает взору толщу в 65 метров четвертичных и пермских отложений. В начале XXI века урочище Опоки приобрело статус ландшафтного заказника.
  • можно съездить в Великий Устюг  город искусных мастеров по дереву и серебру. Особо притягателен Великий Устюг для тех, кто ценит тишину, спокойствие и строгую красоту русской природы. А с тех пор, как отрылись двери резиденции Деда Мороза, Великий Устюг стал признанным центром семейного отдыха. Посетить вотчину Деда Мороза можно в любое время года, об этом вы можете почитать у нас статью.

Русский Север необыкновенно красив. А традиции нашего народа интересны и самобытны. Я очень рекомендую посетить это место, впечатлений будет не на один год.

Что еще посмотреть в Вологодской области: Ферапонтов монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь — святыня Русского Севера.


Комментарии

«Пожарище» – национальная деревня Русского Севера — 1 комментарий

  1. Здравствуйте!Мой дед призывался в армию во время Великой Отечественной войны с деревни «Пожарище» скажите пжста ,как можно узнать живет ли кто-то из его родственников и потомков в деревне?Моего деда звали Круглов Владимир Никитович год рождения 1920 ,место рождения: Вологодская обл., Борисово-Судский р-н, д. Пожарище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

}); });