000082

История русского мценского кружева. В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетёных кружев в виде прошивок из золотых и серебряных нитей с характерным крупным плоскостным узором относятся к первой четверти семнадцатого века. Введение в восемнадцатом веке общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства кружева в монастырях и помещичьих усадьбах. В русском кружеве  наблюдаются и особенности, характерные для отдельных художественных центров: Галича (ныне Костромской области), Ростова, Вологды, Балахны, Калязина, Торжка, Рязани и др. В первой четверти девятнадцатого века производство кружева начинает принимать форму промысла. И заслуга в этом Мценска…

кружево ручной работы      В Советской России до середины 1930-х годов изделия русских кружевных промыслов шли только на экспорт, и, соответственно этот факт не мог не повлиять на ассортимент, приемы плетения и материал. В основном в то время изготавливали мерные кружева. Мерные кружева отличались большим разнообразием рисунка, способов и манеры выполнения. Также с мерными кружевами плелись разнообразные штучные вещи — покрывала, накидки, салфетки, скатерти, воротнички, отделки к столовому и постельному белью.  Благодаря мастерству и таланту русских кружевниц в истории мировой культуры появилось понятие «русское кружево».
Кружевной промысел Мценска

Кружевной промысел Мценска — самое крупное кружевное производство в России 19 века

 Еще в восемнадцатом веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух мастериц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали около  1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.  В конце девятнадцатого— начале двадцатого веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек.. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.
      Качество мценского кружева росло.  На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома.  Даже когда открылась школа кружевниц княгини Тенишевой, то  из Мариинской школы (Мариинская практическая школа кружевниц основана по воле императрицы Марии Феодоровны в 1883 году в Санкт-Петербурге)  приглашалась мастерица, чтобы она повысила уровень кружевоплетения во Мценске. Но в тот период из Мариинской школы всюду разъезжаются мастерицы, и они несут что-то свое, чему их научили. Опять-таки девушки учатся, изучают кружевоплетение, но возвращаются домой и повторяют узор, который они плели исторически на своей земле. Кстати, один узор шел только для детской одежды, другой для блузок, для украшения, третий — для постельного белья.кружево ручной работы

       Александр Тарачков писал, что девушки и женщины в Мценске очень прилично одевались. Они не только красиво наряжались в кружева, но и приносили доход своим семьям. Кружевоплетением занималась не только женская часть населения, но и мужчины. Сезон заканчивался, у нас же сельскохозяйственный городок, сильный пол тоже начинал помогать в этом деле, потому что оно приносило существенный доход в семью. В восемнадцатом веке нередки были случаи, когда девушка-сирота, освоившая кружевоплетение, к моменту выхода замуж имела за плечами достойное преданное и не одну сотню рублей.  По тем временам за 250 рублей можно было купить дом. Опытная кружевница могла заработать эти деньги за год.

      Мценское кружево состоит из крупного, выразительного узора

Своим общим характером мценское кружево близко елецкому, как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» — очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное,  с узором из городчатых ромбов. Здесь была  большая связь с язычеством. Хоть  считается, что во Мценске кружево плели  с восемнадцатого века , но есть исследования Тарачкова, который писал в 1868 году: «В бытность мою во Мценске мне показывали изумительные работы мценских рукодельниц. Не только современные, но и те, которые были сделаны боле, чем 150 лет назад». Вот и получается, что минимум с семнадцатого века уже плели  кружева в этих местах. И несмотря на то, что мануфактура помещицы Протасовой работала чисто вся на иностранных, на импортных сколках (технические рисунки-схемы будущих изделий), но все равно продолжалось плетение нашего архаичного кружева, где много геометрических рисунков. Каждый рисунок что-то означал, он что-то нес свое, обережное. Кроме численного, применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки для своего обихода. В конце девятнадцатого столетия еще доживали свой старый век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест. В 1860 годы преобладало парное мерное кружево, в основном геометрических рисунков. В большинстве узоров требовалось всего 20 пар коклюшек, в некоторых — больше ста. В конце девятнадцатого века в Мценске появляются общераспространенные клюни, гипюры и другие модные типы кружева, затем и «русский валансьен».

Мценская школа кружева

      Исследователи и знатоки кустарных промыслов отмечали, что мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров, а золотосеребряное кружево к концу девятнадцатого века кроме Мценска практически нигде уже не выплетали.  С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми остались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками. Еще в 1860-е годы мценское кружево сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки».мценское кружево

      Его плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали. Конечно, когда плели нитями заграничными, то и изделие получалось другим, потому что нити шелковые: более тоненьким, легким.  Нити из-за границы были очень дорогими. Когда их покупали — взвешивали. Привозили во Мценск, мастерицы плели изделие, а остатки нитей снова взвешивали и изделие тоже.   Мценский промысел ограничен самим городом и одной пригородной Стрелецкой слободой. Однако в нем было занято около 5000 мастериц. В течение года в Мценске выплеталось до 150000000 аршин мерного кружева. Отдельные предметы делались по заказу. С началом первой войны его производство стало сокращаться, и промысел совсем захирел.

    «Кружевоплетение — искусство тонкое, от дурных мыслей отвлекает», — так в старину поговаривали мценские кружевницы

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске этот прием используется  очень часто, потому узор получается более воздушным.
      Как настоящее искусство никогда не умирает, так и мценское кружево возрождается в наши дни.  Сегодня это ремесло не забыто и развивается лишь благодаря «Школе кружевниц», а еще полвека назад оно находилось на грани исчезновения.     Нынешним летом открыли в городе ателье «Мценские узоры». В нем работают пять кружевниц.  Кружево  уже побывало на выставках во Франции и Германии, и будем надеяться, что признание к мценским кружевницам вернется вновь.

      Мценское кружево является одним из интереснейших вариаций народного искусства России  и, конечно же,  подарком, который можно привезти из Орла. Мастерицы создают воздушное и легкое мценское кружево ослепительной красоты. Полюбоваться старинным кружевом можно в музее кружева.

Пусть быстрее время мчится,
Новый век стучит в окно —
Выплетают кружевницы
Кружевное полотно.

О народных промыслах России Вы можете так-же прочитать в следующих статьях:


Комментарии

Кружевные узоры Мценска — 1 комментарий

  1. Орлвский областной центр народного творчества говорит :

    Мценское промысловое кружево было мерным, по технике плетения многопарным. На фото представлено современное авторское кружево,близкое к елецкому, выполненное в технике сцепного плетения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *